«Я ничего не понимаю!!!» Эта фраза звучит как приговор и демотиватор к дальнейшей работе над языком. В ней столько отчаяния и растерянности… Да, задания на аудирование, пожалуй, самые сложные для русских студентов, особенно если это подростки или взрослые. У детишек проблем с аудированием обычно нет, если «аудировать» их постоянно и с самого начала… а вот тем, кто постарше, приходится несладко.
А ведь понимание на слух — это начало начал. Я всем твержу, чтобы начать на языке говорить, нужно его слышать, погружаться в языковую среду. Ребенок рождается на свет и почти 2 года слушает, прежде чем он выдаст первые слова, потом начнет их связывать в предложения, и вот его уже не остановить — ребенок полноценно общается. Такой же принцип и со вторым языком, хотя процесс его освоения идет гораздо быстрее, ведь у нас уже не младенческий мозг, и он работает иначе.
Причина 1. Мы не привыкли слышать слова в связном потоке речи. Мы знаем каждое отдельное слово в той или иной фразе, но когда эту фразу целиком кто-то скажет в естественном темпе носителя, у нас происходит коллапс, ПОТОМУ ЧТО нам неизвестно, как меняются звуки в процессе речи. К примеру, прочтите предложение «I’m an accountant». Наверняка, его смысл вам понятен, но в речи это будет звучать как «аймэнэкаунтэнт», так как конечный согласный одного слова сливается с последующим гласным звуком другого слова. Скачайте файл ниже и прослушайте то, что я имею в виду (чтобы скачать, щелкните на предложение «I’m an accountant»).
Причина 2. У нас есть проблемы с произношением и артикуляцией звуков. Из-за того, что мы сами не произносим звуки правильно, мы их не узнаем на слух. Зная о причине № 1, для отработки произношения эффективнее брать целые фразы и отрабатывать не только артикуляцию, но и темп, ритм, интонацию.
Логичный ответ — слушать и повторять. Другого ответа быть не может.
Фоновое аудирование. Включайте что-нибудь на английском и слушайте не напрягаясь и особо не вникая в смысл. Вы можете это делать во время домашних дел, вождения, в очереди в магазине. Цель – создание англоязычной среды, привыкание к англоязычной речи, к ее мелодике, ритму, интонациям. Это также способствует повышению беглости речи и улучшению произношения в перспективе.
Можно попробовать эти подкасты:
Real English здесь >>>>
Speakout Starter здесь >>>>
На самом деле непринципиально что слушать, можно просто слушать музыку на английском языке, получать от нее удовольствие, и постепенно ваши уши примут английский как знакомый, понятный язык. Главное — давать им возможность привыкнуть.
Активное аудирование. Это регулярная работа с аудио и видеофрагментами, нацеленная на устранение причин непонимания (см. выше). Всем своим «неслышащим» подопечным я советую этот ресурс https://www.learnathome.ru/lessons/video Для этих целей он превосходен. Здесь собраны короткие аутентичные видеофрагменты, ориентированные на разные языковые уровни, да еще разработаны тренажеры, которые мы можем использовать для тренировки произношения и понимания на слух. Что еще нужно для счастья развития навыков аудирования? 😀
Занятия активным аудированием необходимо проводить регулярно 3 раза в неделю, а фоновое аудирование должно присутствовать в вашей жизни каждый день.
Собственно всё! Слушайте, и вы услышите!
Ваша Екатерина Симонова