• 8 960 688 45 71
  • г. Курск, ул. Бойцов 9 Дивизии, 185 Б, 3 этаж

Как улучшить навык аудирования

«Я ничего не понимаю!!!» Эта фраза звучит как приговор и демотиватор к дальнейшей работе над языком. В ней столько отчаяния и растерянности… Да, задания на аудирование, пожалуй, самые сложные для русских студентов, особенно если это подростки или взрослые. У детишек проблем с аудированием обычно нет, если «аудировать» их постоянно и с самого начала… а вот тем, кто постарше, приходится несладко.

А ведь понимание на слух — это начало начал. Я всем твержу, чтобы начать на языке говорить, нужно  его слышать, погружаться в языковую среду. Ребенок рождается на свет и почти 2 года слушает, прежде чем он выдаст первые слова, потом начнет их связывать в предложения, и вот его уже не остановить — ребенок полноценно общается. Такой же принцип и со вторым языком, хотя процесс его освоения идет гораздо быстрее, ведь у нас уже не младенческий мозг, и он работает иначе.

как улучшить аудирование

Почему нам так трудно понимать на слух?

Причина 1. Мы не привыкли слышать слова в связном потоке речи. Мы знаем каждое отдельное слово в той или иной фразе, но когда эту фразу целиком кто-то скажет в естественном темпе носителя, у нас происходит коллапс, ПОТОМУ ЧТО нам неизвестно, как меняются звуки в процессе речи. К примеру, прочтите предложение «I’m an accountant». Наверняка, его смысл вам понятен, но в речи это будет звучать как «аймэнэкаунтэнт», так как конечный согласный одного слова сливается с последующим гласным звуком другого слова. Скачайте файл ниже и прослушайте то, что я имею в виду (чтобы скачать, щелкните на предложение «I’m an accountant»).

I’m an accountant

Причина 2. У нас есть проблемы с произношением и артикуляцией звуков. Из-за того, что мы сами не произносим звуки правильно, мы их не узнаем на слух. Зная о причине № 1, для отработки произношения эффективнее брать целые фразы и отрабатывать не только артикуляцию, но и темп, ритм, интонацию.

Извечный вопрос — что делать?

Логичный ответ — слушать и повторять. Другого ответа быть не может.

 Фоновое аудирование. Включайте что-нибудь на английском и слушайте не напрягаясь и особо не вникая в смысл. Вы можете это делать во время домашних дел, вождения, в очереди в магазине. Цель – создание англоязычной среды, привыкание к англоязычной речи, к ее мелодике, ритму, интонациям. Это также способствует повышению беглости речи и улучшению произношения в перспективе.

Можно попробовать эти подкасты:

Real English здесь >>>>

Speakout Starter здесь >>>>

На самом деле непринципиально что слушать, можно просто слушать музыку на английском языке, получать от нее удовольствие, и постепенно ваши уши примут английский как знакомый, понятный язык. Главное — давать им возможность привыкнуть.

Активное аудирование. Это регулярная работа с аудио и видеофрагментами, нацеленная на устранение причин непонимания (см. выше). Всем своим «неслышащим» подопечным я советую этот ресурс https://www.learnathome.ru/lessons/video Для этих целей он превосходен. Здесь собраны короткие аутентичные видеофрагменты, ориентированные на разные языковые уровни, да еще разработаны тренажеры, которые мы можем использовать для тренировки произношения и понимания на слух. Что еще нужно для счастья развития навыков аудирования?  😀

Как работать с ресурсом learnathome?

  1. Входим на сайт по ссылке выше.
  2. Снимаем галочку в окошке «Все уровни» (выделено красным).как улучшить аудирование
  3. Далее щелкаем по бегунку, чтобы выбрать уровень. Если с аудированием совсем туго, советую начать с роликов уровня «Elementary». Для этого просто щелкните по бегунку (никуда его двигать не нужно), и ниже отобразятся ролики только этого уровня. Вам сейчас необходимо создать для себя ситуацию успеха, пусть ролики покажутся вам легкими, но вы почувствуете, что понимать на слух вполне реально. Потом постепенно можно уровень сложности повышать.как улучшить аудирование
  4. Выбираем понравившийся ролик, щелкаем по нему и смотрим видеофрагмент 1-2 раза без субтитров. Лучше это делать в наушниках, чтобы сфокусироваться. 
  5. Прокручиваем страницу с роликом вниз и нажимаем кнопку «Аудио». Переходим в видеотренажер. как улучшить аудирование
  6. И здесь начинается ваша активная работа с видеофрагментом! Включите видео — и тренажер проиграет для вас короткий фрагмент. Ваша задача — написать в строчке под видео то, что вы услышали. При введении первой буквы, нужное слово само допишется. Если введете неправильно, услышите характерный звуковой сигнал.  Если недопоняли, можно прослушать фрагмент снова, нажав на кнопку «replay»  в белом правом блоке. Если совсем непонятно, нажимаете кнопку справа «подсказка».как улучшить аудирование
  7. После того, как вы проработали все задания тренажера, возвращаемся на исходную страницу с видео, включаем субтитры youtube (кнопка выделена красным на рисунке ниже) и делаем следующее. После каждого предложения ставим видео на паузу и повторяем предложение 2-3 раза с такой же интонацией и ритмом, с какими их произнес носитель в видеофрагменте, опираясь на текст субтитров. Копирование манеры речи и интонации актёров здорово корректирует произношение и ритмику речи и со временем формирует аудитивные навыки. Затем повторяем прослушанное предложение еще раз без опоры на текст (отводим взгляд в сторону и повторяем по памяти). как улучшить аудирование
  8. Выключаем субтитры и смотрим выбранный видеофрагмент еще раз. Приятно осознавать, что теперь видео стало понятнее, ведь правда?  😆 

Как часто заниматься аудированием?

Занятия активным аудированием необходимо проводить регулярно 3 раза в неделю, а фоновое аудирование должно присутствовать в вашей жизни каждый день.

Собственно всё! Слушайте, и вы услышите!

Ваша Екатерина Симонова