Ученики путают буквы b и d
На начальном этапе изучения языка дети часто путают буквы b и d. И это неслучайно, ведь буквы выглядят как зеркальное отражение друг друга. По той же причине дети нередко путают буквы «p» и «q», иногда «t» и «f». Это явление нормально и обычно проходит при условии постоянной работы над языком. У более старших детей, однако, это отклонение может быть признаком дислексии, сопряженной с проблемами ориентации в пространстве, в частности с путаницей, где право и лево.
Как помочь ребенку различить b и d?
Сначала тщательно проработайте одну из букв в проблемной паре. Ваша задача — перевести информацию о букве (ее графическом и звуковом образе) в долговременную память ребенка. Поэтому уделяйте 5-7 минут на проблемную букву на каждом уроке. Желательно, чтобы задания каждый раз были разнообразны.
Что делать с проблемной буквой?
А. Подключите сенсорику. При работе с проблемной буквой задействуйте как минимум 2 или 3 чувства одновременно. Такой подход активизирует больше нейронных связей в головном мозге, что способствует переходу информации в долговременную память.
- «Whole body activity» поможет ребенку с ориентацией в пространстве. Сделайте проблемную букву из клейкой ленты или любого другого материала и расположите ее на полу. Более простой вариант — написать букву на полу или асфальте мелом. Можно добавить цветные круги, чтобы запомнить направление движения при написании (активизируем визуальный канал). Ребенок движется по букве в направлении ее написания (кинестетический канал), во время движения он может озвучивать букву (аудиальный канал), к примеру d-d-d или d-хлопок-d-хлопок, а еще лучше, чтобы он читал стишок на букву d, например, из курса Jolly Phonics >>>>>> Можно по буквенной «дорожке» не просто идти, а скакать или танцевать, а озвучивать ее разными голосами: шепотом, грустным, тонким или грубым голосом. Экспериментируйте!
- Тренируем мышечную память. Буква «d» пишется против часовой стрелки, что тоже может вызвать затруднение у детей. Чтобы сформировать правильный навык написания буквы, расположите на стене кусок бумаги выше уровня глаз ребенка. Задание — вытянутой рукой рисовать круги в ряд длиною 60-100 см. В этой активности ребенок не задействует запястье, а основная нагрузка идет на плечо и руку, поэтому интуитивно легче круги рисовать против часовой стрелки.
- Включаем тактильные ощущения. Используйте материалы разных поверхностей, из которых можно изготовить буквы: пластилин, тесто, фольга, наждачная бумага. После их изготовления ребенок проводит пальчиком по букве в направлении ее написания.
- Активизируем обоняние, например, в тесто для лепки букв можно добавить корицу или другие специи / ароматические масла.
Б. Выполняйте задания на зрительное различение целевой буквы. Их очень много в интернете, стоит только поискать.
Проработайте вторую букву из проблемной пары. Делайте это не менее тщательно, используя мультисенсорный подход и задания на визуальное различение.
Учимся различать буквы в проблемной паре.
- Задействуйте ассоциации. Самый яркий образ, помогающий запомнить, какая буква в какую сторону смотрит, это образ кровати — «bed». Попросите ребенка приблизить друг к дружке кулаки с отогнутыми пальцами вверх (фото 1) и помогите ему увидеть, что каждый кулак напоминает изучаемую букву (фото 2). Спросите ребенка, на что это похоже. Не правда ли, на кроватку? This is a bed. Для довершения образа уложите какую-нибудь игрушку спать на нашу импровизированную кроватку (фото 3).
1. 2. 3.
- Задания на зрительное различение целевой пары букв. Введите в поисковой системе «b and d confusion worksheets» и получите множество материала на эту тему.
- Отчитайте списки слов с целевыми буквами.
Удачных Вам уроков,
Ваша Екатерина Симонова.