Понаблюдайте, как учатся малыши. До года они внимательно вслушиваются в речь взрослых, трогают предметы, тянут все в рот, исследуя таким образом мир. Затем начинают повторять отдельные слова, выполнять указания взрослых, потом уже после 2-х лет начинают говорить. И в 4 года, и в 6 лет дети активно оперируют предметами, присваивая им разные свойства «понарошку».
Всё дело в том, что у детей больше развито правое полушарие мозга, ответственное за наглядно-образное мышление и творчество. И оно долго доминирует над левым полушарием, примерно до 9 лет. Постепенно подключается левое полушарие, отвечающее за абстрактно-логическое мышление и речь.
Всё бы ничего, но в 7 лет ребенок идет в школу, где основной объем информации преподносится через тексты в учебниках, устные объяснения учителя, надписи на доске и серии упражнений, т.е. вся информация подается для левого полушария. Ребенку сложно, ведь он не способен полноценно воспринимать теоретические объяснения до 9-10 лет. В итоге правое полушарие, которое все ёще доминирует у ребенка, включается только на уроках рисования и труда. Печально, но основной канал восприятия информации у ребенка практически бездействует. Отсюда вопли: «Не хочу идти в школу!»
Мне очень нравится, как эти особенности детского восприятия описал К.Д. Ушинский: «Если… хотите, чтобы дитя усвоило что-нибудь прочно, то заставьте участвовать в этом освоении как можно большее число нервов, заставьте участвовать зрение, показывая карту или картину, но и в акте зрения заставьте участвовать не только мускулы глаза бесцветными очертаниями изображений, но и глазную сетку действием красок раскрашенной картины. Призовите к участию осязание, обоняние и вкус… При таком дружном содействии всех органов в акте усвоения … вы победите самую ленивую память. Конечно, такое сложное усвоение будет проходить медленно; но не должно забывать, что первая победа памяти облегчает вторую, вторая — третью и т.д.»
Мы знаем, как работает детская память, и поэтому используем на занятиях разнообразный наглядный материал и физическую активность, тем самым «включая» правое полушарие детей. Ребятам нужно повторять английские фразы с разными эмоциональными оттенками, брать в руки предметы, двигаться, петь, танцевать и рисовать. А главное, наши дети бегут на английский вприпрыжку 😉
Итак, дошкольники и младшие школьники учатся через «действие», и никак иначе. Но правое полушарие не мешает «подключать» и старшеклассникам, и взрослым. Чем больше каналов восприятия информации Вы задействуете, тем лучше работает Ваша память.
Учитесь эффективно!